по алфавиту |
по стилю |
по названию |
Авторская песня - песенный жанр, возникший в середине ХХ века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; и идеалистическая, либеральная направленность.
Альтернативный метал. Вместе с гранжем начал набирать популярность в начале 1990-х гг. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжелые гитарные риффы, присущие металу, и черты эксперементальной музыки - нетрадиционные тексты песен, нечетный музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжелой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.
Термин "альтернативный метал" очень неточен, и обычно используется для описания групп с уникальным подходом к металу, или в музыке которых невозможно отделить метал метал от альтернативного рока. Ярким примером может послужить группа Faith No More.
Хотя хэви-метал является важнейшим составляющим альтернативного метала, но он сильно от того трэш-метала 1980-х, с которого началась история жанра. Поэтому альтернативный метал относится больше к альтернативному року, чем к хэви-металу.
Альтернативный рок (англ. Alternative rock) - термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке, пост-панке и др. В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая - это группы 1980-х гг. с широким диапозоном музыкальной самоидентификации; вторая - группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991-1993 гг. такуюже поддержку лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы ( сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем и пост-гранжевыми группами, таким образом, став жанром). Термин "альтернативный рок" наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют название "альтернативная музыка" и "альтернатива". Также в Великобритании эту музыку называют "инди".
Арт-рок (англ. Art Rock) - это поджанр прогрессивного рока, возникший в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Характеризуется сложными музыкальными партиями, интерпретацией классических произведений, голосовой полифонией, необычными партитурами оркестровых музыкальных инструментов.
Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) - джазовый стиль, сложившийся в начале - середине 40-х гг. ХХ века и характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой "музике для музыкантов".
Блюз (англ. blues от blue devils - меланхолия, грусть) - первоначально - сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии - направление в музыке. Блюз появился во второй половине XIX века в США. В начале ХХ века сформировался так называемый классический, или городской блюз, в основе формы которого лежал 12-тактовый период с общей схемой гармонических последовательностей: первая 4-тактовая фпаза - T, вторая - S, третья - D и T. Такой период соответствует трехстрочной стихотворной строфе. Блюз получил широкое развитие в 60-х годах ХХ века.
Изначально блюз представляет собой исключительно "черную" музыку, исполнявшуюся чернокожими для чернокожих. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже - фортепиано или инструментального ансамбля. Впоследствии блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (которая, в свою очередь, уходит корнями в кельтскую музыку) и другими стилями, и сам поделился на несколько четко оформленных ветвей.
Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада. В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и рассового угнетения.
Исполнителями классических блюзов были Ма Рейни, Ч. Хилл, Б. Смит и другие. Блюз оказал огромное влияние на формирование джаза и поп-музыки. Элементы блюза использовали композиторы ХХ века.
Брейкбит (англ. breakbeat - ломаный ритм) - термин, объединяющий под собой класс жанров электронной музыки на основе барабанной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти барабанные партии. "Ломаность" ритма достигается за счет смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счет одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Брейкбит может иметь как регулярную струстуру, то есть постоянно используется один и тот же ритмический рисунок (брейк), так и нерегулярную с сочетанием разных ритмических рисунков. Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах.
Основоположником идеологии брейкбита является американец ямайского происхождения, хип-хоп-диджей Kool Herc, который в 1970-х годах первым начал использовать брейки из записей фанка в качестве ритмической основы для рэпа. Он брал две одинаковые пластинки и с одной из них заводил необходимый ему барабанный проигрыш, а как только этот же проигрыш подходил к концу, Kool Herc заводил этот же проигрыш с другой пластинки, создавая таким образом непрерывный ритм. Одним из самых известных и часто используемых брейков с тех пор и до настоящего времени является Армен-брейк, получивший название от трека Armen, Brother фанк-группы The Winstons, откуда и был заимствован.
Сегодня слово "брейкбит" часто служит синонемом именно к музыке со значительным акцентом на брейкбит-партии и темпом до 150 ВРМ, в частности нью-скул-брейкс и его дальнейшие разновидности, биг-бит (The Chemical Brothers, The Crystal Method, Fatboy Slim) и тому подобное.
Брит-поп - возрождение доминировавшего гитарного стиля поп музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 1990-е. Рождение брит-попа завершило эпоху гранжа. Брит-поп - по сути своей холодно-расслабляющая музыка, меланхолик рок. Родителями Брит-попа считаются такие группы, как Blur, Oasis и Pupl.
Водевиль (фр. vaudeville) - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.
Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная мениатюра (песня, романс).
Гарридж (англ. garage, произносится в соответствии с диалектом "кокни"; часто уточняют UK garage или сокращение UKG, иногда пишут транскрипцией garridge) - жанр электронной музыки, возникший в середине 1990-х годов в Ист-Энде (восточный Лондон) как гибрид американского гарриджа под влиянием британского драм-энд-бейса. Позвучанию гарридж характеризуется темпом порядка 140 ВРМ (как классический вариант 138), свингующим ритмом и плотными басами, заимствованными раннего драм-энд-бейса.
Часто гарридж сопровождается распевками о любви, заимствованными из современного рнб, и/или рагга-тостингом, в основном, криминального характера. Также в гарридж-композициях часто встречается такой элемент как "ганшот" (звук выстрела).
Сам жанр принято разделять на два стиля. Собственно, первоначальный вариант - фор-ту-зе-флор (четыре четверти; изначально - спид-гарридж), и последующий гибрид тустеп. Тустеп-гарридж в свою очередьпородил двадругих гибрида - грайм с доминированием вокала и дабстеп с уклоном в инструментальность.
Глитч (англ. glitch) - жанр электоронной музыки, ставшей популярной в конце 1990-х, в связи с увеличенным использованием DSP, в основном на компьютерах. Основан на нетрадиционных звуковых эффектах, получаемых в результате сбоев и неполадок электронного музыкального оборудования.
Глэм-рок (англ. Glam Rock, от glamorous - "эффектный") - жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятелетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа, андрогенный облик. В музыкальном отношении глэм-рок бил не однороден, совмещая рок-н-рол, хард-рок, арт-рок и эстраду. Элементы чтиля глэм-рока оказали значительное влияние на диско, панк и новую волну, на такие группы как Queen, Kiss.Глэм-рок также известен под термином глиттер-рок.
Гоа-транс - направление в современной электронной музыке, зародившееся в конце 80-х годов в провинции Гоа, Индия.
Горячим джазом (англ. Hot Jazz) принято считать музыку новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеанских джазовых музыкантов на Север, преимущественно в Чикаго. Этот процесс, начавшийся вскоре после закрытия Сторивилла вследствии вступления США в Перую Мировую войну и объявления по этой причине Нового Орлеана военным портом, знаменовал собой так называемую Чикагскую эпоху в истории джаза. Главным представителем этой школы был Луи Армстронг. Еще выступая в ансамбле Кинга Оливера, Армстронг внес революционные по тем временам изменения в концепцию джазовой импровизации, перейдя от традиционных схем коллективной импровизации к исполнению индивидуальных сольных партий. С эмоциональным накалом, характерным для манеры исполнения этих сольных партий и связано само название этого вида джаза. Термин Hot первоначально был синонемом джазовой сольной импровизации для подчеркивания отличий в походе к солированию, произошедших в начале 1920-х годов. В дальнейшем, с исчезновением коллективной импровизации, это понятие стали связывать со способом исполнения ждазового материала, в частности с особенным звучанием, определяющим инструментальный и вокальный силь исполнения, так называемого хотирования или хотинтонации: совокупности особенных способов ритмизации и специфических интонационных особенностей.
Госпел, госпелз (англ. Gospel musik) - жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети ХХ века в США. обычно различают негритянский и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методических церквей американского Юга.
Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрел полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920-1930-е гг. пользовались большой популярностью. В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями как Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш.
Жанр негритянского госпел развился в 1930-е гг. в афро-американской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс.
Готабилли (англ. Gothabilly) - музыкальный жанр, который сочетает в себе музыку рокабилли и субкультуру готов. Вокал в музыке готабилли обычно похож на классическое рокабилли. Жанр довольно близок к жанру сайкобилли, отличается от него меньшим музыкальным темпом и большим влияием готик-рока. Готабилли оказал влияние на музыку групп The Cramps, 45 Grave, рок-музыканта Ника Кейва и др. Термин появился в 1970-е, что-бы описать музыку, которая играла группа The Cramps. Получил распространение термин только в начале 1990-х.
Грайм (англ. grime) - музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в восточном Лондоне на стыке таких жанров, как гарридж и хип-хоп. По звучанию он характеризуется темпом порядка 140 ВРМ, скоростной и ритмичной читкой поверх неплотного брейкбита, футуристических электронных звуков и глухих раскатистых басов, что вкупе создаёт довольно мрачную и агрессивную атмосферу, олицетворяющую быт небогатых районов британской столицы. В период становлению эту музыку также часто называли саблоу (sublow), эйтбар (8bar), и эскибит (eskibeat). Иногда грайм путают с дабстебом, другим (в основном инструментальным) ответвлением гарриджа, пишедшим немного ранее с юга Лондона.
Грайндкор (англ. Grindcore) - музыкальный жанр. Grindcore (grand англ. "лязг", "скрежет"; core англ."ядро", "центр") жанр позаимствовал для себя название от слова "grinding" (в переводе - "размалывание", "шлифовка", "лязг", "скрежет", то есть звук, сделаный атональными риффами, "размалывающе", "со скрежетом" переходящий в другой). Песни короткие. Изначально группы грайндкоровой стилистики были больше похожи на хардкоровые, с распространением metal`a часть команд начала на более грубое и примитивное, исходящее от metal-подстилей, звучания.
Гранж (англ. Grunge) - стилистическое направление в рок-музыке, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока рубежа 19080-1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон) , наиболее яркими представителями - четыре сиэтлских коллектива: Alise in Chains, Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden.
Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка "гнусавой" окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депресивность в музыке и в текстах - вот что стало отличительными особенностями классических гранжеров. Вместе с тем гранж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранжа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.
Грув-метал (англ. Groove metal) - поджанр трэш-метала, который принял свою настоящую форму в 1990-е годы. например, альбом Exhorder "Slaughter in the Vatican" вобрал в себя мелодии-грув-метала, но по прежнему домнирующим стилем в них был трэш-метал. Грув-метал оформился как поджанр в альбомах Pantera "Vulgar Display of Power", Sepultura "Chaos A.D." и Machine Head "Burn My Eyes".
Даб (англ. dub) - музыкальный жанр, возникший в начале 1970-х годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни регги с удаленным (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью регги. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо ил косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бейс, трип-хоп, дабстеп и других.
По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно перкуссий. Поскольку даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.
Дабстеп (англ. dubstep) - музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в южном Лондоне как одно из ответвлений гарриджа. По звучанию дабстеп характеризуется темпом порядка 140 ВРМ, доминирующим плотным бассом, разреженным брейкбитом на заднем плане и неизменным дабовым "вайбом". Атмосфера трековв этом жанре часто очень мрачная, пронизана мистицизмом.
Дарк Эмбиент (англ. dark - "темный", "тусклый", "мрачный"; англ. Ambient - "окружающее", "обволакивающее" ) - поджанр на стыке эмбиэнта и индастриала, появившийся в начале 80-х как результат переосмысления экспериментов индастриала инструментами эмбиента и нойза. Часто под дарк эмбиентом понимают любой "мрачный" или "шумный" эмбиент, что не совсем верно. Характерные особенности: использование естественных шумов и звуков.
Чаще всего используются промышленные, реже природные шумы. Композиции в дарк эмбиенте редко бывают построенны по класическим законам, их структура отвечает только замыслам автора.
Являясь наследником экспериментов индастриала дарк эмбиент все же редко бывает идеологизированным - он не затрагивает моральные, политические, религиозные проблемы. Для дарк эмбиента характерен минималистический, лишенный ярко выраженных деталей и эмоциональных всплесков звук, напоминающий белый шум. Монотонность и зацикленность придают звучанию гипнотический эффект.
Дарквэйв (англ. darkwave) - музыкальный стиль, одно из направлений современной электронной музыки.
Используются синтезаторы звука, очень редко гитары и живые ударные. Большенство групп, работающих в данном направлении, являются исключительно студийными проектами и не дают концертов. Характеризуется мрачным звучанием. Ритм замедленный (реже- быстрый), чаще - с синкопами. Дарквэйв зачастую очень атмосферен и потен по звучанию.
Стиль появился в середине 1980-х, и корни его следует искать в стилях новый романтизм и новая волна и частично среди групп-основателей индастриала, в частности - в творчестве Depeche Mode, Gary Numan, Cabaret Voltaire, Wolgang Press, Human League. В основном, так называемой новой волны. В творчестве этих групп время от времени проскальзывали достаточно "мрачные", печальные мелодии. Со временем выделился блок групп, создающих исключительно холодную (cold wave) или темную электронику (дарквэйв). В основном, это были немецкие группы, поэтому со временем стали употреблять термин "немецкая школа darkwave".
Даунтемпо (англ. downtempo - заниженный темп) или даунбит (downbit) - стиль в современной электронной музыке. Музыка характеризуется медленным ритмом, чаще всего ломанным . Близка к трип-хопу, но менее давящая и депрессивная.
Детройт-техно или детройтское техно (англ. Detroit techno) - термин, применяемый для обозначения техно-музыки в традициях ранних (1985-1995) техно-записей музыкантов из Детройта, и теперь уже не обязательно указывает на географическое «происхождение» музыки. Отличительной чертой детройтского техно является использование в создании этой музыки аналоговых синтезаторов и ранних драм-машин или же, всё чаще, цифровой эмуляции характерного для этих инструментов звучания.
Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры – свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических мелодий.
Джэнгл-поп (англ. Jangle pop) - музыкальный жанр, появившийся в Америке в середине 1970-х. для него характерны "бренчащие" (англ. to jangle) гитары и мелодии пауэр-попа. Джэнгл-поп не относился к музыке мейнстрима - тексты песен часто были непонятными, а звук – необработанным. Это было скорее признаками DIY (Do It Yourself - сделай это сам), характерной для инд-музыки. Первой, и самой известной группой в этом стиле была The Byrds. Их двенадцати струнная гитара легла в основу более позднего изменения жанра. Джэнгл-поп очень близок к пауэр-попу, а такие группы, как The Raspberries и Big Star окончательно "размыли" границы между этими жанрами.
Джэнгл-поп стал популярен в 1980-х: к этому жанру можно отнести первые альбомы R.E.M. и The Connels. Похожее движение, получившее название «Андеграунд Пейсли», возникло на западном побережье США.
Евродиско или Диско (англ. Disco) – музыкальный стиль, возникший в начале 1980-х годов в континентальной Европе. Основными признаками стали насыщенность аранжировок электронным звучанием, танцевальная направленность, мелодичность и неторопливый (120-130 ВРМ) ритм. Наибольшее развитие получил в таких странах как Германия и Швеция. Италия подарила свое ответвление евродиско – италодиско. Позднее евродиско трансформировалось в евробит и евроденс.
Драм-энд-бэйс (англ. drum and bass; также часто сокращают d&b, в русском – днб) – жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, драм-энд-бэйс возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа.
В принципе нет существенного различия между терминам «drum and bass» и «jangle». Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а Drum and Bass считают как существенно продвинутый джангл с новыми пост-техстепными элементами. Другие для краткости используют термин джангл для обозначения рагга-джангла, характерного поджанра драм-энд-бэйса. В США используют объединённый термин «Jungle Drum and Bass» (JDB), который более мало где используют. Возможно, самая распространённая точка зрения, что эти термины синонемичны, взаимозаменяемы, что джангл – это драм-энд-бэйс, а драм-энд-бэйс – это джангл.
Драмфанк (англ. drumfunk) – направление драм-энд-бэйс-музыки, в котором основной акцент делается на сложность ударных партий, «фанковость» и виртуозность их звучания. Также жанр отличается глубоко эзотеричной, психоделичной, мрачной атмосферой и нетипичным для современного драм-энд-бэйса пренебрежением к техно-звучанию. Часто в драмфанке появляются элементы эмбиента и даунтемпо. В композициях нередко используются живые ударные, вырезанные из старых записей в стиле фанк.
Дрим-поп (англ. Dream Pop) – стиль альтернативного рока, образовался в начале 1980-х. Для дрим-попа характерны акустические, симфонические, хоровые синтезаторные тембры, использование музыки средневековья и эпохи Возрождения, фолка; мелодики и ритмики поп-музыки. Основателями этого стиля считается шотландская группа Cocteau Twins. В конце 1980-х на основе дрим-попа появились такие музыкальные направления, как шугейзинг и спейс-рок.
Дум-метал (англ. doom metal, от doom – «рок», «гибель») – музыкальное направление, подстиль метала. Основателями дум-метала традиционно считается английская группа Black Sabbath (они же считаются и одними из основателей метала вообще). В развитии дума важную роль также сыграла группа Candlemass. Дум-метал в целом характеризуется тяжелой и мрачной атмосферой и соответствующими текстами песен. Часто встречающимися темами в дум-метале являются тьма, отчаяние, меланхолия, смерть, потеря близких, несчастная любовь. Дум-метал также разделяется на несколько поджанров. Из наиболее известных кроме т.н. «традиционного дум-метала» можно назвать атмосферный дум, фьюнерал-дум, дроун-дум, дарк-метал, а также комбинации различных направлений (такие, как блэк/дум или дэт/дум).
Дэткор (англ. Deathcore) - стиль метала, сочетающий в себе несколько брутальных стилей, но в основе это брутал дэт и металкор. Получив скорость и брутальность дэт-метала, достаточно простой в исполнении, но при этом дико качающий металкор обрёл то, чего ему не хватало. Так же как и в брутале, используется низкий гроулинг, но не гнушаются дэткорщики использовать и более высокий вокал, скриминг.
Евротранс (англ. Eurotrance) – наиболее коммерческий подвид музыкального направления «транс» (англ. trance). Композиции, выполненные в этом стиле, как правило, построены по песенному принципу (куплет-припев).
Есть даже отдельный специфический подвид евротранса – «Belgian Vocal Eurotrance». Предельный минимализм в аранжировках, чарующий звенящий женский вокал и невероятно запоминающаяся, чуть грустная мелодика – пожалуй, основные составляющие бельгийского танцевального чуда.
Икос – церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни, а так же акафиста, где он чередуется с кондаком, с которым имеет одинаковое содержание и отличается от него лишь тем, что бывает пространнее. Таким образом, икос представляет развитие темы, содержащийся в кондаке. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста. В греческих подлинниках икос и кондак написаны одним и тем же стихотворным размером. Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.
Индастриал (англ. Industrial) возник в 1974 году в Англии. Основоположник – группа Throbbing Gristle, основавшая лейбл Industrial Records, откуда и возник термин «industrial music». Изначально industrial был не только музыкальным направлением, но и идеологическим. Основным методом индастриала стала шоковая тактика. В период с 1974 по 1981 год появляется множество музыкантов и групп этой направленности во всех частях света.
Инди-поп (англ. Indie pop) – довольно расплывчатое понятие. Так как инди-роком иногда называют всю инди-музыку в целом, то можно считать инди-поп субжанром инди-рока. Иногда эти названия используют, чтобы показать различия между инди рок- и поп-музыкой. В слове «инди-поп» уже существует противоречие, так как инди-музыка является противоположностью поп-музыки, отрицая её стандарты, нацеленность на радио-формат. Инди-поп выходит за эти рамки поп-музыки, чаще всего это лоу-фай музыка (то есть музыка, записанная с низким качеством – lo-fi), или какая-то другая, необычная музыка.
Инди-рок (англ. Indie rock) – жанр альтернативного рока. Берет свое название от слова «независимый» (англ. independent). Независимость рассматривается в двух аспектах: идеология сделай это сам (DIY = do-it-yourself) и маленькие, низкобюджетные лейблы для выпуска музыки.
И хотя самые крупные инди-лейблы могут использовать для дистрибуции помощь мейджор-лейблов, но сам процесс принятия решений остаётся автономным. Так, например, в инди-роке предоставляется полная свобода для исследования и эксперимента со звуком, эмоциями или лирикой, что не очень похоже на методы звукозаписывающих компаний, ориентированных на мейнстрим, ведь тогла выгода начинает сильно зависеть от личных предпочтений человека.
Инди уходит корнями в саунд и эмоциональность американского андеграунда и альтернативного рока 1980-х, хотя и с некоторыми различиями, которые объясняют изменения андеграундного рока, произошедшие с тех пор. Теперь инди-рок действительно отделился от альтернатив, и случилось это во времена, когда Nirvana влилась в мейнстрим. Предпочтения мейнстрима превратили альтернативу в новую форму заумного хард-рока. Инди стал реакцией на это явление.
Инди-электроника (англ. Indie electronic), также известная как индитроника (англ. Inditronic), является жанром музыки, который комбинирует инди-рок с элементами стилей музыки, типо IDM и glitch. Считается, что жанр родился в конце 1990-х, ярким примером которому служит альбом The Notwist – Shrink (1998).
Ирмос (греч. «сплетение, связь») – название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона и служившей в нем связью между песням святого Писания и тропарями. Ирмосы обычно поются и подлежат гласовому пению. Обычно ирмос находится в каноне перед первым чтением каждой из песен канона.
Итало-диско – музыкальный маркетинговый термин, введенный в 1983 году Бернхардом Микулски, основателем звукозаписывающей компании ZYX Music. Термин обращался к итальянской электронной танцевальной музыке 1980-х и к музыке с других частей Европы и из Северной Америки, которая подражала этим звукам. Типичная песня итало-диско имела контрастирующую форму стиха, исполняемого хором, сопровождение базировалось на использовании синтезатора и обычно исполнялась на английском языке европейскими артистами.
Кантри (англ. Country, второе название - кантри энд вестерн англ. country and western) - основная часть американской народной музыки белых жителей Юга и Юго-Запада США.
Канитри или "кантри энд вестерн" объеденяет две разновидности американского фолклора - это танцы, песни (кантри) и ковбойские баллады Дикого Запада (вестерн). То есть "кантри энд вестерн". Иными словами это смесь елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской музыки. Музыка белых поселенцев, (потомков первых колонистов), обосновавшихся в Новом Свете в XVII-XVIII вв. Основные музакальные инструменты этого стиля - гитара и банджо, редко скрипка. Стиль понятен всем и каждому. Об одиночестве, любви, чувствах, повседневной жизни людей. Слушается не только в США, а практически по всему миру. Кантри у многих ассоциируется с образом крепких мужчин и ковбоев Дикого Запада, живущих в деревянных фургонах и скачущих на лошадях в сапогах с острыми носами и шляпах с высокими полями. В последние годы кантри смешивается с музыкой джаз, фолк и поп.
Классическая музыка - свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в трёх значениях. 1) В значении качественной оценки: музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например вершины французской, венской, венгерской оперетты XIX - начала ХХ вв., вальсы Иогана Штрауса и т.п. 2) В узкоистоическом смысле: музыкавторой половыны XVIII века - начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма применительно к музыке не слишком широко применимо, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует малая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции. 3) В питологическом смысле: так называемая академическая музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII-XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т.д.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В тех или иных конкретных случаях конфликт каомпозиторов-академистов ХХ века, особенно принадлежащих к авангардным течениям (например, Джона Кейджа или Карлхайнца Штокхаузена), с музыкальной традицией прошлого может быть очень резким, но это именно конфликт (предельно напряженный диалог), тогда как иные типы современной музыки от поп-музыки до джаза - с классической европейской музыкальной традицией почти не взаимодействуют. Впрочем, те или иные эксперименты по скрещиванию академической музыки с разными другими традициями предпренимались на протяжении ХХ века: от создания Джорджем Гершвиным гибрида классики и джаза до записей в сопровождении симфонического оркестра, практиковавшихся многими рок-группами.
Колледж-роком в США в 1980-х называли альтернативный рок. Тогда название "альтернативный рок" еще не было так популярно. Название "колледж-рок" произошло оттого, что именно на радиостанциях при колледжах звучали первые альтернативные нруппы, совмещавшие звучание пост-панка и нью-вейва с более мелодичным поп-стилем. Колледж-рок - это несовсем название жанра, но именно под этим названием в историю вошли такие группы как R.E.M. и Pixies. В 1990-хколледж-рок был вытеснен гранжем и инди-роком.
Краут-рок - направление экспериментальой и психоделической рок-музыки, возникшее в конце 1960-х - начале 1970-х шодов в Германии. Отличительной особенностью стиля стало смешение рок-музыки, исполняемой на стандортных инструментах рок-группы (электрогитара, бас-гитара, ударные) со структурами электронной музыки, а также электронной обработкой звука. Среди прочего, в музыке нередко присутствует пульсирующий ритм, т. н. моторик (нем. Motorik), яркими примерами которого являются композиция Autobahn группы Kraftwerk и альбомы группы "Neu!". Таким образом, краут-рок дал импульс для развития электронной музыки и эмбиента. Помимо этого , в краут-роке делается упор на инструментальную музыку, импровизации и экспериментализм. Корни краут-рока уходят частично в немецкий электронный авангард 1950-х годов и творчество композитора Карлхайнца Штокхаузена.
Многие из групп краут-рока пытались заполнить культурный вакуум, образовавшийся в Германии после второй мировой войны, и создать на основе англо-американской поп- и рок-культуры свою собственную, более радикальную и экспериментальную, новую культуру. В то же время, под влиянием политической и социальной обстановки в мире, в других странах возникли так же такие не чуждые краут-року явления, как психоделическая музыка и культура хиппи.
Возможно, что термин "краут-рок" был введен британской прессой и образован от слэнгового слова "краут" (нем. Kraut), означающее "немец" и произошедшего от Сауеркраут (нем. Sauerkraut) - названия национального немецкого блюда из кващенной капусты. Изначально этот термин был для некоторых слегка оскорбительным, но после того, как музыка в стиле краут-рок стала известной и приобрела множество почитателей, это термин стал носить однозначно позитивный характер.
Лаунж (англ. Lounge music) - термин в популярной музыке, применяемый для обозначения легкой, фоновой музыки, котора часто звучит в холлах (отсюда и название - lounge) гостиниц, магазинов, в кафе, в лифтах. Несмотря на то, что существует специально записанная музыка для подобных целей, термин "лаунж" охватывает обширный спектр исполнителей различных жанров, от джаза, боссановы до электроники - общей характеристикой являются легкие, успокаивающие композиции. Собственно буквально исполнителем лаунжа может считаться любой музыкант, играющий для публики при ресторанах и магазинах. С музыкой лаунж ассоциируются вечеринки с непременным мартини. С лаунжем пересекается так называемая музыка холстяцких гостиных, отличающаяся наличием экспериментально-китчевых исполнителей.
Лоу-фай (англ. Lo-fi) - направление в музыке, для которого характерно низкое качество записи звука. Многие лоу-фай группы записывают свою музыку на дешевые кассетные рекордеры. Это своеобразная форма протеста, который присущ всему альтернативному року. Лоу-фай движение началось довольно давно. Все ранние рок-н-рольные записи (Бадди Холли, The Beach Boys, Beatles), гаражный рок 1960-х, панк-рок конца 1970-х можно отнести к лоу-фаю. Однако, как отдельный жанр, лоу-фай выделился в альтернативном роке 1980-х. Тогдашние инди-рокеры предпочитали записываться на непрофессиональных четырех-дорожечных магнитофонах. Лоу-фай приобрел широкую известность лишь в 1990-х благодаря таким группам, как Beck, Sebadoh и Pavement.
Марийская музыка - лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно-угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова передовались устно, от покаления к покалению. Первые нотные записи появились в 20-е годы ХХ века. Многие аудиозаписи были сделаны после появления первых ленточных магнитофонов. Песни исполняются на марийском языке.
Марийские мелодии состоят из повторяющихся "музыкальных линий", эти "линии" не перекрываются и не разрываются. В музыке преобладают высокие ноты. Традиционные музыкальные инструменты - барабаны, флейты и трубы. В современных записях звучат аккордион и скрипка.
Марш (ит. marcia, фр. marche, от marcher - идти) - род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или кленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Исходя из скорости движений, марш получает разные названия. Церемониальный марш, в 4/4 медленнее скорого марша, который пишется в 2/4 или в 4/4 alla breve. Похоронный марш имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. Марш - один из главных элементов военной музыки. Похоронный марш пишется в миноре, а трио в мажоре; другие марши пишутся в мажоре.
Математический рок (реже - мат-рок, англ. Math rock) - направление рок-музыки возникшее в конце 1980-х гг. в США. Математический рок характеризуется сложной, нетипичной ритмической структурой и динамикой, резкими, часто негармоничными рифами.
В рок-музыке наиболее распространен музыкальный размер 4/4. В мат-роке чаще всего используются нетипичные размеры, такие как 7/8, 11/8, или 13/8, или музыкальный размер регулярно меняется на протяжении композиции. Ритмическая сложность, казавшаяся "математической" многим слушателям и музыкальным критикам, дала формировавшемуся стилю его название. Музыка групп, исполняющих математический рок, можно отнести к року, прогрессивному року, хэви-металу и панк-року, но эти группы никогда не могут быть отнесены к типичным представителям этих стилей.
Тексты песен и их исполнение обычно не занимают центральное место в мат-роке. Голос вокалиста обычно используется лишь как еще один звуковой эффект или инструмент в музыкальной композиции. Кроме того, многие группы, относящиеся к этому стилю, исполняют полностью инструментальную музыку.
Металкор (англ. Metalcore) - жанр хардкора, основанный на соединении хардкора и метала. Хотя жанр популяризировался в новом тысячелетии, это не означает, что он появился в это время. 1990-е были очень интересным, противоречивым и неоднозначным временем для хардкор-панка. Метал стал проникать в хардкор еще в середине 1980-х, что дало нам кроссовер, который тогда иногда называли металкором. Нью-йоркский металкор весьма быстро "обметалился", и во многих группах из этого города в конце 1980-хотчетливо прослушивался метал. Но новое десятилетие принесло новое понимание термина "металкор" и ввело его в широкий оборот.
В начале 1990-х метал дал совершенно другое направление развитию хардкора. Музыка новых групп была намного жесте, плотнее и резче, чем кроссовер, она строилась уже на других рифах и ходах. Характерные рифы металкора получили шутливое наименование "чуга-чуга". В начале этого периода было еще много групп, которых метал коснулся не очень сильно, но в которых от олдскула музыкально не осталось ни чего. Это то, что принято называть просто ньюскул-хк. Его более металлизированный вариант определяется как металкор, хотя про любую металкор-команду можно сказать: "ньюскул" - и это не будет ошибкой. Просто ньюскул несколько более широкое и общее понятие. К середине 1990-х металлизация возросла и коснулась уже всех групп, и термины "ньюскул" и "металкор" стали полными синонимами.
Минимал-техно (англ. Minimal techno) - минималистический пджанр техно, характеризующийся атональностью, аскетичным, нарочито упрощенным звукорядом и мелодикой. Иногда минимал-техно описывают как музыку, созданную из "отходов производства" - то, что в других жанрах классифицируется как дефект или ошибка, в минимал-техно становится полноправным выразительным средством. Зачастую композиции минимал-техно выстроены на неявных, практичеси незаметных для слуха изменениях звукового прострагства. Жанр минимал-техно тесно связан с такими направлениями, как эмбиент (т.н. "эмбиент-техно"), детройт-техно, тек-хаус и глитч.
В последнее время термин минимал-техно иногда используется для обозначения оформившегося минималистического направления в тек-хаусе, несмотря на то, что звукоряд тек-хауса не вписывается в рамки классического минимал-техно.
Мадчестер (англ. Madchester) - жанр рок-музыки, возникший во второй половине 1980-х гг. в Манчестере, Великобритания. Характерной чертой жанра было обращение к психоделическому звучанию конца 1960-х гг. и использование технологий музыки хаус. Термин представляет собой слияние двух английских слов - "mad" и "Manchester".
Музыкальный спектр мэдчестера простирался от сугубо гитарных групп, игравших под влиянием психоделии 60-х до экспериментального эйсид-хауса. Группы данного направления либо находились на этих противоположных полюсах, либо соблюдали баланс между ними. Родственным жанром был шугейзинг, сконцентрированный исключительно на меланхолической гитарной музыке.
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.
Мюзикл - постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.
При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двух-актовый спектакль.
Народная музыка (или фолклорная, англ. folk) - традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры. Она несёт в себе частичку свмобытности народа, отражает его ментальность.
Некоторые её разновидности стали известны лишь благодаря различного рода экспедициям (филалогическим, например). Народная музыка передавалась из уст в уста не одним поколением людей, и тем самым является "проверенной временем". Обладает практически не меняющейся во времени популярностью. Существенным минусом её как музыкального направления является статичность, что связано в последнее время с урбанизацией и глобализацией.
С конца ХХ века всё более популярной становится адаптированная под эстраду музыка. Так же возможная стилизация под народную музыку - использование народных мотивов, инструментов.
Народная песня - наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, истоические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.
Нейрофанк (англ. neurofunk) - одно из направлений драм-энд-бэйс, отличается обилием низкооктавных пилообразных "reesee" звучаний, рваного "нейро баса" и жестко-ломаной ударной линией. Вышел из techstep. Известные представители: Cause 4 Concert, Tee Bee, Black Sun Empire.
Новая волна (англ. New Wave) - музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х-начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Сам термин появился в печати 1977 году - по аналогии с "новой волной" в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки, начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: пост-панк, синти-поп и т.д. до инди-рока и евро-попа. Для жанров "новой волны"характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-рола), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жесткого звучания гитар. Общим для большинства групп "новой волны" было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий. Большое влияние на "новую волну" оказала ямайская музыка.
К середине 1980-х гг. большенство групп "новой волны" конца 1970-х гг. либо прекратили свое существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приемами. При этом появились новые коллективы, как правило, из Континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок "новой "волны" (особенно жанра синти-попа и hi energy): Alphaville, A-ha, Camouflage, Mecano и др.
На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 80-х гг., "новая волна" обрела новую популярность, - вернее, лишь один из жанров этого направления - синти-попа (группы Ladytron, Client, альбомы Мадонны), называемый теперь электроклэш.
Нойз - музыка, в которой используются звуки, считающтеся неприятными и даже болезненными. Выражение "нойз-музыка" или определение нойза как музыки довольно противоречиво, так как шум (noise) считается чем-то нежелательным - непредвиденные и непреднамеренные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые из музыки должны быть изгнаны, и вообще как несто такое, чему музыка противопоставлена.
В широком, "житейском", смысле шум - это исключительно громкий и "дисгармоничный" звук, не имеющий никокого отношения к мелодии и музыкальным структурам и отрицающий их. Однако, как ни странно, нойз - это вовсе не шум для его слушателей. Самый изветсный нойз-музыкант Масами Акита сказал: "Если под шумом вы имеете в виду неприятные звуки, тогда поп-музыка - это для меня шум".
Нойз-поп. Иногда из нойз-рока выделяют отдельный жанр - нойз-поп (англ. Noise pop). Считается, что тексты нойз-попа более характерны для поп-музыки, в то время как нойз-рок ближе к панк-року. пример нойз-попа альбом "Psychocandy" группы The Jesus and Mary Chain.
Нойз-рок (англ. Noise rock) - музыкальный жанр, возникший в 1980-е годы, как экспериментальное ответвление панк-рока. Нойз-рок образовался в результате смешивания панк рока с характерными для раннего индастриала и нойза атональным шумом и нетрадиционным строением песен. Примером нойз-рока могут послужить ранние альбомы Sonic Youth.
Нью-метал (англ. nu metal, жаргонное от new metal - новый метал) - музыкальный жанр, появившийся в середине 1990-х годов. Считается, сто на этот жанр оказали наибольшее влияние гранж и альтернативный метал ранних 1990-х. Также в музыке нью-метал-групп используется хип-хоп, электроника, другие жанры метала, в особенности трэш-метал и грув-метал.
Опера (ит. opera - сочинение, труд, изделие) - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Первые оперы появились в Италии на рубеже XVI-XVII вв. и назывались сначала "drama per musica" (драма на музыке). В конце XVI - начале XVII вв. на этой основе в Италии возникла так называемая опера-сериа, то есть серьёзная опера, на мифологические, исторические или трагедийные сюжеты. В середине XVII в. австрийский композитор К.В. Глюк осуществил коренную реформу жанра (опера "Орфей и Эвредика"). Одновременно в разных странах Европы стали появляться разновидности оперы: в Италии - опера-буффа, во Франции - лирическая трагедия и комическая опера, в Германии и Австрии - зингшпиль. Национальная опера с сюжетами из народной жизни возникает в России и в других славянских странах.
В процессе эволюции жанра сформировались оперные формы: сольная ария, ариозо, каватина, различные виды вокального ансамбля, хоры, оркестровая увертюра и самостоятельные инструментальные эпизоды. В середине XIX в. композиторами начаои вводиться (сверх основного состава оркестра) небольшие составы духового оркестра, так называемые банды (от ит. banda - отряд). Такие духовые составы имеются в оперных и балетных партитурах Д.Верди, Р.Вагнера, М.Глинки, П.Чайковчкого, Д.Шостаковича. В XX в. появились новые виды оперы - джазовая (Д.Гершвин), рок-опера (Э.Уэббер).
Пампин-хаус - направление современной танцевальной музыки, в котором присутствуют характерный ВАМВОО басс. Чаще всего басс распологается на слабой доле. Характерна мелодичность и весёлые вокальные партии, которым противостоят жесткие звуки, которые иногда называют "мясом". Темп (ВРМ) 145-155 уд. в минуту.
Панк-рок (англ. Punk rock) - жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х гг. в США и Великобритании, в котором сочитались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-рола. К 1977 году панк-рок - благодаря своей скандальности - был одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании. Со временем жанр породил множество разновидностей и до сих пор продолжает притягивать множество молодых исполнителей.
Для композиций панк-року в целом свойственны быстрый темп, короткая времяпродолжительность, простой аккомпанимент, развязная и зачастую агрессивна манера пения. Тексты проникнуты нигилизмом и социально-политической тематикой. В каждой разновидности панк-рока имеются свои индивидуальные уклоны. Панк-рок неразрывно связан с субкультурой панка, для которой характерна этика "всё сам", эпатаж, хулиганство и общий нонконформизм.
Поп-музыка (англ. Pop music от Popular music) - вид современной развлекательной музыки. В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, джаз, блюз и кантри. Несмотря на то, что таким образом рок-музыка оказывается составной частью этого термина, её зачастую противопоставляют поп-музыке, видя в последней олицетворение сугубо легкой музыки, рассчитаной на массового слушателя. Русский термин "попса" отсылает именно к такому пониманию поп-музыки.
Попса (от "поп-музыка" или от popular - популярный, понятный, пользующийся хорошим спросом, ходкий, (обще)распространённый) - в просторечии под этим термином обычно понимается сугубо легкая поп-музыка, рассчитанная на массового слушателя. Термин "попса" также иногда применяют для обозначения поп-культуры или массовой культуры.
Попса интегрирует в себя различные музыкальные направления, смягчая и адаптируя их для массового потребителя и ориентируясь на коммерчискую выгоду через эксплуатацию выигрышного для масс эффекта. Таким образом, попса близка к понятию китч. В попсе часто обыгрывается тема сексуальности.
Термин часто используется для пренебрежительного обозначения низкокачественных, с точки зрения искусства и идеологии, образцов современных музыки и видеоклипов, противоположных менее популярным интеллектуальным и независимым. С другой стороны, некоторые исполнители поп-музыки используют слово "попса" для обозначения своего жанра, не вкладывая негативного значения.
В музыке этот термин иногда используется, чтобы подчеркнуть отличие массовой продукции от менее коммерчиской, более сложной или интеллектуальной музыки: инди, классике, джазу, некоторым направлениям рок-музыки, и т.п.
Примеры попсовых музыкальных коллективов, использующих сексуальную привлекательность для привлечения массового молодого потребителя: мальчиковые команды (Иванушки Интернэшнл, На-На, Премьер-Министр, Hi-Fi, Backstreet boys) и деичьи группы (Spice Girls, Виа Гра, Рефлекс, Тату).
Пост-гранж (англ. Post-grunge) - субжанр альтернаивного рока, образовавшийся в середине 1990-х. Споры о том, чем отличается гранж от пост-гранжа, ведутся до сих пор. Считается, что пост-гранж имеет более "радио-дружественное" (англ. radio-friendly) звучание.
Пост-рок (англ. Post rock) - музыкальный жанр, характеризующийся нетрадиционным набором инструментов, высокой музыкальной концентрацией. Музыка пост-рока - это объединение разнообразных музыкальных жанров, таких как эмбиент, джаз, электроника, экспериментальная музыка, иногда рок. Импровизация играет важную роль в пост-роке. Пост-року также близки такие жанры, как нью-эйдж и мат-рок.
Термин впервые ввел английский музыкальный критик Саймон Рейнолдс в 123-м номере журнала The Wire (известный английский музыкальный журнал). Он назвал пост-роком вид музыки, "где используют рок-музыкальный набор инструментов не для рок-музыки, где используют гитары для тембра и музыкальной текстуры, а не для риффов и аккордов". В отечественный рок-музыкальный словарь слово "пост-рок" введено Артёмом Троицким.
первоначально термином "пост-рок" называли музыку таких групп, как Stereolab, Cul-de-Sac, Laika, Disco Inferno, Moonshake и др., позже так стали называть всю инструментальную электронику после 1994 года, на которую оказали влияние джаз- и краур-рок-музыка.
Прикладная музыка или функциональная музыка (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), - жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных функций.
Прогрессив-хаус (англ. Progressive house) - разновидность хаус-музыки. Возник в начале 1990-х на территории Великобритании. Термин "прогрессив-хаус" впервые был применён в 1992 году главным редактором английского журнала Mixmag Домом Филлипсом. Этим термином обозначалась та музыка, которую играл английский диджей Саша (англ. Sasha) - американский хаус с примесью итальянской музыки. В эту же категорию папали самые первые треки, записанные в стиле прогрессив-хаус Gat Decor "Passion", Leftfield "Not forgotten" и "Song oflife". Всё, что издавали эти лейблы в середине 90-х, млжно считать классическим прогрессив-хаусом.
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) - амбициозный, электрический и часто величественный стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов ХХ века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжена, в отличии от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось можество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессивный метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и "продвинуть" рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие погрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Пргрессивный рок трудно четко и ясно определить.Больше всего повлиявшие на жанры в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Rush и Yes) звучали не особо похоже - хотя многие(включая и невоторых членов этих коллекивов) считают, что они играли прокрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Deep Purple, Phish, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.
Психоделический рок (англ. Psychedelic rock) - музыкльный жанр, возникший во второй половине 60-х годов в Калифорнии, а точнее в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе. Психоделический рок связан с понятиями "психоделия" и "психоделики" (галлюциногены). Психоделический рок - сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков, как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем стал иметировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при использовании музыки. В статье "Психоделия: новое модное словечко и что оно означает", появившийся в октябре 1966 в газете Melody Maker, гитарист группы Hollies Грэм Нэш, посещавший ранее психодлические сША, писал: "Они стараются воссоздать ЛСД-сессию без использования наркотиков... это попытка раскрыть сознание до предела. В теории, мы задействуем только 20 процентов мозга, но при приеме ЛСД - целых восемдесят. Они пытаются добиться того же самого, но посредствам сочетания музыки и световых эффектов". Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведуших инструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталяций и других эффектов.
Психоделический фолк или псих-фолк - музыкальный жанр, сложившийся в 1960-е на стыке фолк-музыки и психоделическоо рока. К психоделическому фолку относятся ранние работы Incredible String Band, T. Rex, Донована, Fairport Conventin.
Рагга-джанг (англ. ragga jungle) - разновидность джангл, стиль электронной музыки, сочетающий в себе джангл с обильным использоваием регги-мотивов.
Музыка дунглей родилась в Лондоне, столице страны, которая до сих пор остаётся прорадительницей новых музыкальных течений. Навеяна она "черной" музыкой Rap, Dub Reggae, Reggae, Reggae Dancehall, Garage и Soul. Jungle начал развиваться в 1991 году, когда такие rave_группы как The Prodigy использовали breakbet`ы из Hip-Hop записей, прокрученных на Techno скорости (145-150 ударов в минуту). С этого времени эта музыка стала известна под названием - Breakbeat или Hardcore. Повторяющиеся Hardcore`овые breakbet`ы и грохочущие басс-линии вытягивали все больше и больше "черной" молодежи на rave-сцену. которая в свою очередь принесламного элементов из Dub Reggae и Soul`a. Таким образом, Hardcore стал эволюционировать в Jungle. Вскоре Jungle приобрёл очень большую популярность не только в Великобритании, но и во всём мире.
Регги (англ. reggae, другие варианты написания - "реггей" и "рэгги"), являясь зачастую общим наименованием для всей ямйской музыки, впервые возник в 1968 году. Будучи "наследником" рокстеди и Ска, регги значительно от него отличается, уходя от мягкого и где-то слащавого звука (перенятого рокстеди из американского Ритм-энд-блюза), к более жесткой ритмике, гдк ритм-секция выступает на первый план.
Изначально регги характеризовался ритмом "уан-дроп" (удар бочки и "ритмшот" - удар по ободу малого барабана, приходится на третью долю каждого такта), отбивающей четные доли ритм-гитарой и клавишным "бульканьем" - баблингом. Сейчас же довольно сложно (а скорее и вовсе невозможно) дать общее определение всему разнообразию стилей-разновидностей регии.
В народе регги часто ассоциируется с религией Растафари, что не совсем верно. Безусловно, эти верования оказали значительное влияние на творчество многих музыкантов, особенно в 1970-е годы, годы расцвета рутса, да и сейчас не менее трети регги-песен содержат растафарианскую тематику, однако же называть регги религиозной музыкой - некорректно и неверно. Очень популярны темы насилия и жестокости, секса и наркотиков, социальные темы и политические, пошлость и стеб, а также романтика.
Ранний регги ("early reggae"). Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans и другие.
Скинхед-регги ("skinhead reggae") - английский вариант раннего регги. Время появления: вторая половина 1960-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker и другие.
Регтайм (ragtime) - жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечетных, а аккорды - на четных долях такта, что придает звучанию типичный "маршевый" ритм; мелодическая линия сильно синкопированая. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.
Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы "разорванной" мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.
Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке - сочинения А. Дворжака на американскую тему (симфония "Из Нового Света" и струнный "Американский квартет"), а также "Регтайм" (1918г.) И. Стравинского для одиннадцати инструментов.
Происхождение слова "регтайм" до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragget time ("разорванное время", то есть синкопированный ритм).
Рейв (англ. rave) - массовая дискотека с выступлением диджеев; также общее название электронной танцевальной музыки, которую играют на таких дискотеках, и оттого совершенно точного определения не имеющей.
В Великобритании рейвы стали массовым феноменом в 1988 году и к началу 1990-х годов приобрели известность за пределамистраны. Изначально рейвы были громадными ночными дискотеками, проводившимися в складских помещениях или на полях под открытым небом, куда съезжались тысячи людей. Эти неконтролируемые никем массовые собрания в провинции вызывали в обществе негативную реакцию, усугубляемую также фактом широкого употребления "экстази" и более тяжелых наркотиков на таких вечеринках. Довольно скоро многие британские клубы стали проводить рейвы в своих стенах, используя многоярусные танцполы, для каждого из которых играл свой диджей.
Основная музыка на рейвах была эйсид-хаус и техно и их дальнейшие разновидности (транс, хардкор, драм-энд-бэйс и пр.). Среди наиболее известных коллективов, ассоциирующихся с рейвом, были 808 State, The Shamen, A Guy Called Gerald, The Prodigy, Grid.
Культуру рейвов вобрали в себя проводившиеся в 1990-е годы в Берлине и затем других городах мира "Парады любви". В России рейвы проводились с начала 1990-х годов (наиболее известные - "Гагарин-пати", "Мобиле" в москве, 1992); самым крупным на постсоветском пространстве был фестиваль "КаZантип", сначала проводившийся на крымском мысе Казантип, а затем поменявший название на "Республика КаZантип" и переехавший сначала в село Веселое (вблизи Судака), а затем под Евпаторию.