логотип
Логин: Пароль: Регистрация
изменить пароль | забыли пароль?

История нот

История происхождения нот.

Письменность — великое изобретение человечества, которое позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое, не менее великое изобретение - нотная запись - позволило передавать потомкам звуки и музыку.

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая применяется в настоящее время.

Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры.

Однако, по словам итальянских исследователей, им удалось доказать, что аналогичная система существовала на берегах Нила уже в середине IV тысячелетия до нашей эры! Для записи нот использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени.

Нотная грамота могла зародиться и на территории современной Сирии. С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное исследование подтвердила сделанная в Угарите находка - первая запись музыкального произведения в истории человечества.

Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать 3500 годом до нашей эры. Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более ирокое распространение.

В средние века в Григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально она обозначалась невмами (буквально "знак, намек" от греч. pneuma "дуновение, дыхание"). НЕВМЫ — первая нотная запись, которая использовалась в Европе. Это условные знаки, передававшие общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим.

Первоначальные невмы представляли собой набор черточек, точек и запятых, проставляемый над текстом псалмов, и использовались главным образом при церковном пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив. С IX века начали предприниматься усилия по устранению этого недостатка. Высоту звуков стали обозначать сначала мелкими буквами, затем с помощью линеек, на которые размещали невмы.

Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо 990-1050 г.г.) Он был монахом в монастыре Помпозы, расположенном на берегу Адриатического моря (Италия). Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь — в Ареццо, от которого и получил свое прозвище Аретинского.

Ареццо — небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции на севере Италии. В здешнем монастыре Гвидо 10 лет обучал певчих исполнению духовных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса на слух последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение. Поэтому полный «курс обучения» продолжался около 10 лет.

Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени, и его нововведения в способе преподавания духовного пения давали блестящие результаты. Прежде всего, он ввел трех, а затем и четырехлинейный "нотный стан". На линиях и между ними располагались условные слоговые обозначения звуков. Почти все эти обозначения сохранились до наших дней. Гвидо изобрёл сольмизацию (от названия музыкальных звуков Соль и Ми) — систему названий музыкальных звуков, которую использовал для облегчения преподавания пения, ввёл 6-ступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов - гексахорд- и слоговыми обозначениями ступеней.

Гвидо начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырехлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова латинского гимна Иоанну Крестителю (согласно легенде - покровитель певцов). Каждой из шести нот Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la. Это – первые слоги гимна св.Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского:
"Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн").

Гвидо также приписывается изобретение, названное в честь него — "гвидонова рука" – механический способ облегчит чтение нот. Для указания требуемой высоты звука Гвидо Аретинский использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение это проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация (система записи музыкальных звуков, применявшаяся в 13 — 16 веках).

В отличие от более ранней хоральной нотации, позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. Система знаков мензуральной нотации, полностью сложившаяся к 16 веку, составила основу современной нотации. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его было неудобно. Поэтому в конце XVII века итальянский теоретик музыки Джованни Баттиста Дони предложил заменить "Ut" на "Do", который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus). Последняя нота - si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. Она считалась католической церковью неправильной и не признавалась до XVII века. Затем к четырем линеечкам, придуманным Гвидо добавили пятую и перестали их рисовать цветными. Добавили ключи. И такая система нот - которая называется нотация - дошла и до наших дней.

*Любое копирование или использование материалов, полностью или частично, должно быть подкреплено ссылкой на источник.
**Источники откуда были взяты материалы можете найти в разделе дополнительно.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика